Форма входа

Логин:
Пароль:
Зарегистрируйтесь чтобы не видеть рекламу

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Авторы интернет проекта

Члены Совета
"Музея истории школы":

Мария Высоцкая
Елена Семенова
Светлана Голубева
Никита Денисов
Дмитрий Широков
Руководитель музея:
Рычагова Ольга Львовна
Суббота, 27.04.2024, 02:56
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Имя на карте города: Виктор Порохов

Мало мы ещё отомстили за муки русского народа, Чтобы осушить слезы с глаз любимых матерей и жен…
Эпиграфом к своей работе я выбрала отрывок из письма нашего земляка Порохова Виктора Ивановича.


Я считаю, что ничто не может правдивее и эмоциональнее рассказать об истории войны, чем отдельная человеческая жизнь погубленная ей.
В архивах своей бабушки я нашла много интересной информации о жизни своей семьи во времена Великой Отечественной войны. Особое внимание я уделила письмам с подводной
лодки моего дяди Виктора Порохова.

Ну что же начнем с его биографии.

Виктор родился в семье рабочих фабрики Томна - Ивана Ивановича Порохова, начальника электроотдела и его жены Варвары Павловны, прядильщицы. Детей в семье было трое:
старшая дочь – Елизавета, которая в дальнейшем стала директором школы №11, средний сын Аркадий, работавший в отделе главного механика, а во времена Отечественной войны отдал свою жизнь при освобождении Литовской ССР, Виктор, младший сын.
Виктор с детства был « свом парнем» среди молодежи, он любил спорт, особенно футбол, увлекался музыкой и участвовал в театральных постановках.
После окончания школы, пять лет служил в армии на Северном флоте. И 1938 году вернулся на свою малую Родину. Сразу же молодежь предприятия Томна выбрала его секретарем ВЛКСМ, В этом же году он стал коммунистом. А в первые дни начала войны Виктор пошел в Гор-военком и попросил отправить его на фронт. Бывший моряк попал на знаменитую подводную лодку « Щ-402 » и занял должность штурманского электрика.
В июле 1941 года Совинформбюро сообщило по Всесоюзному радио: «Н-ская подводная лодка Северного флота под командованием старшего лейтенанта Николая Столбова проникла в фашистскую гавань и потопила транспорт водоизмещением 6000 тонн. Подводная лодка благополучно вернулась на базу…»
14 июля 1941 года «Щ-402» вышла в боевой поход. Полярное солнце просвечивало морскую глубину, и вражеские самолеты с легкостью могли просматривать объекты, движущиеся в светлых волнах Баренцева моря. И «ЩУКА» скрытно пробиралась в водах побережья, где вода была намного темнее. Командир лодки Николай Столбов решил нанести удар в гавани крупного Норвежского порта Хаммерсфорс. К началу войны этот порт стал крупнейшим перевалочным центром Северной группы фашистских войск. Хаммерсфорс располагался в глубине скалистого залива – фиорда. Лодка Столбова на самом тихом ходу проникла в гавань Хаммерсфорса на перископной глубине, не торопясь выбрала объект для нападения – самый крупный транспорт, на котором заканчивалась погрузка живой силы и техники противника, и выпустила две торпеды. Не дожидаясь результатов нападения, командир подлодки повел её на перископной же глубине в направлении выхода из фиорда. Немцы были ошеломлены внезапной атакой из глубин и даже не сумели организовать преследование «ЩУКИ».

После извещения вся семья Виктора долго ждала весточку от родной кровинушки. И вот в начале мая 1942 года, случилось долгожданное, пришло письмо с пометкой « Привет с Дальнего Севера».



«Здравствуйте, мои дорогие!

Сегодня имею возможность написать вам письмо с далеких окраин севера.<…> Живу хорошо. Питание хорошее. Здоров. Ни в чем конечно не нуждаюсь. Ну, Вам наверно из сводок Совинформбюро ясно, что на Севере дела обстоят не плохо. Взять хотя бы у подводников счет потопленных фашистских кораблей возрастает с каждым днем. Приказ наркома товарища Сталина будет выполнен и враг в 1942 году будет разбит. Ну, а мы, конечно, приедем домой и будем рассказывать о боевых эпизодах. К сожалению, ночи здесь не стало, а круглые сутки светло. На улице бушует сильная пурга вот уже 2_ю неделю. Идет снег. Похоже, что весна затянется.

Вот так и живем. Земляков на Севере никого не встречал.

Летом, по всей видимости, встретимся.
Как живете вы? По всей вероятности, фабрика переполняет план, так как встречаю нашу фабричную продукцию здесь со знакомым штампом.
Как ваше здоровье? Лиза писала, что мама расстраивается по мне и Аркаше, и так мама, я тебя уверяю в том, что после разгрома врага, будем вместе. Так, что всё идет своим чередом. Об Аркаше тоже не беспокойся, не маленький. Все мы из детского возраста вышли. И благодарны Вам, что воспитали нас здоровыми.<…> Крепко Вас Целую Всех…Виктор…»



Всё письмо проникнуто духом патриотизма и любовью к Родине. Даже впервые года войны на фронте веет дух победы. Виктор очень любит родных и старается их подбодрить. Так же он интересуется фабричными делами. Виктор отчетливо осознает, кого и что он защищает.
В этом же году подводная лодка «Щ-402» была первая на Северном флоте награждена орденом Боевого Красного Знамени, а чуть позже она стала гвардейской. Счет потопленных немецких транспортов и боевых кораблей « Щукой» между тем неуклонно рос. И в феврале 1943 наша семья получает письмо в которых Виктор рассказывает о победах над фашистами.


«Здравствуйте, дорогие Папа, Мама, Лиза, Марик и Светланочка!
Вчера, т.е. 4го числа мы благополучно пришли к родным берегам из похода. Ещё двумя транспортами фашистов стала меньше. Долго мы искали у берегов и в водах противника – врага. И вот ночью смелой атакой торпедировали транспорт на десять тысяч тонн. Через неделю атаковали ещё один корабль и пустили на дно Баренцево моря общим водоизмещением в 16000тонн. Правда этот поход особенно был трудным, но ничего, как видите все в порядке. Десять кораблей от нас лежат в холодных водах моря. С приходом в базу нам устроили теплую встречу. Наконец таки я получил письма. Лиза! Очень рад за вас, что живы и всё в порядке, а трудности сейчас у всех. Война, ничего не поделаешь.<…>

Прошу вас очень, не расстраивайтесь за меня. Кончим с фашизмом навсегда, и тогда будет всё хорошо. <…>
Сегодня я имею выходной день и пишу одновременно Аркаше и Толе. Теперь хоть адреса есть всех. Круговорот, в котором я был прошедшие три месяца, почти не отразился на моём здоровье и я чувствую себя хорошо. Ну, теперь адрес у меня постоянный и мы будем переписываться регулярно. Между прочим, у подводников сейчас, как и на всех фронтах, большие успехи. Не останавливаясь на достигнутом, мы обязались удвоить, утроить удары по врагу. Активно бить врага- это значит искать его в шхерах, фиордах и бить, бить, бить – до полного его уничтожения. Это единственное средство против мерзавцев. Сегодня у нас взошло солнце, и мы долго любовались. Сегодня же получили подарки. Мы чувствуем заботу и любовь своего народа и оправдаем это с честью.

Ещё раз прошу, обо мне не беспокойтесь. А пока до свидания, мои дорогие.

Крепко Вас целую Ваш Виктор…



В этом письме прозвучало ещё одно имя нашего земляка – героя Анатолия Енотаева. Не задолго до войны Анатолий вошел в семью Пороховых, женившись на Елизавете, старшей сестре Виктора.

Енотаев Анатолий Арсеньевич родился в 1906 году в городе Иваново – Вознесенске. Отец его Енотаев Арсений Максимович работал машинистом на фабрике Бурылина. 13го мая 1905года рабочие Иваново – Вознесенска собрались в лесу за рекой Талкой. Здесь начались выборы в Первый Совет в России, который должен был возглавить борьбу текстильщиков, вести переговоры с фабрикантами, отстаивать интересы рабочих. Рабочие выдвигали из своей среды самых активных революционеров. Один депутат избирался из 200 -250 человек и вот депутатом Первого Совета России был избран и Арсений Максимович. Он активно участвовал в революционном движении, вел распространение революционной литературы. Когда Анатолию исполнилось 8 лет, он помогал отцу распространять Ленинскую газету « Искра». С самого детства Анатолий испытывал страх при виде жандармов. Не раз были обыски, ночью уводили отца, семья испытывала притеснения со стороны хозяина фабрики. Когда реакция стала свирепствовать, отец Анатолия вынужден был скрываться в деревнях Кинешемского района. Вся семья перебралась в деревню Ильицкое. А после революции переехала в Кинешму. Отец поступил работать в механический отдел, слесарем, на фабрике Томна. В годы разрухи, спасаясь от голода, семья (мать и трое детей) оправилась в ставропольский край, где умерла мать семейства, оставив на отца: сына Анатолия (13 лет) и двух дочерей, а старшая дочь, Елизавета, к тому времени жила отдельно в Ильицком. Узнав о смерти матери, она отправилась в ставропольский край и перевезет детей к отцу. Впоследствии все три сестры и Анатолий стали работать на ф-ке Томна. В 1923 году Анатолий Енотаев вступает в комсомол и в этом же году избирается вторым секретарем комсомольской ячейки. А в 1925 по комсомольской путевке едет учиться в военное Кремлевское училище имени ВЦИК на кавалериста.

1928 году оканчивает училище, женится на Елизавете Пороховой. В этом же году Анатолий и Елизавета едут на Дальний Восток. 20 лет служит на границе; занимал должность начальника погранзаставы Благовещенской области, Хабаровского края(1928-1936) и начальником штаба пограничного отряда КАзакевичево(1936-1938).

28 мая 1938 году был необоснованно репрессирован и провел 3 года в заключении.( 1год на лесоповале на Урале).

В мае 1941году был освобожден из заключения и вернулся в семью, в город Кинешма.

В июле 1941 года Кинешемский райвоенкоматом призван в армию по мобилизации. Служил начальником штаба строительного батальона. А с октября 1942года в 138 отдельной стрелковой бригаде, затем во 2 батальоне 622 стрелкового полка 124-й стрелковой Мгинской Краснознаменной дивизии – командир взвода – старшина. В бою за овладение железнодорожным участком в районе Синявино в январе 1943 года он впервые отличился в бою, проявив мужество и находчивость.

Вот что писал об этом в боевом представлении его командир: « В бою за овладение участком железной дороги в районе Синявина А. А. Енотаев при выходе командования батальона из строя принял на себя руководство боем батальона. Под губительным артиллерийским и минометным огнем противника отразил неоднократные контратаки фашистов и удержал занятые позиции, тем самым выполнил боевую задачу батальона.»

В 1944 году снята судимость и принят в члены ВКБ.

17 января 1945года в бою западнее Пилькаллена в Восточной Пруссии был убит.

Захоронен в городе Добровольске (Пилькаллен).

Награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно). Фамилия обозначена на плите памятника погибшим в войну с Красноволжского комбината в городе Кинешма.

Три года «Щука» наводила страх на Норвежские порты. Она проникала в шхеры и Флориды по ночам. Боевой счет славной «Щ-402»достиг 12 потопленных транспортов общим водоизмещением 72 тысячи тонн. Но было и ещё одно назначение, она забрасывала диверссионно – разведывательные группы на Норвежские побережья, снимала их и доставляла на Родину. В одну из таких групп вошел и Виктор Порохов. Была проведена одна из самых дерзких на флоте диверссионно – разведывательных операций против немецкого центра по производству т.н. «ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ» - компонента при создании будущей атомной бомбы Рейха. Операция проводилась совместно с Англией.

Такие операции проводились по поиску места базирования фашистского линкольна «ТИРПИЦ» в 1943г. Об этом так же рассказывает в письме домой Виктор: « На днях пришли с моря, ходили не надолго, После похода, на выполнение одного задания. Завтра я буду уже далеко и вот перед уходом в море (будем суток 20) мне хотелось бы вам написать. Обо мне вы не беспокойтесь т.к. я живу хорошо. Поправился и в море чувствую себя, как дома. Плоховато стало то, что мала сейчас у нас ночь, а вот скоро круглые сутки будет солнце. Тогда со всем будет худо, но ничего, не унываем. Теперь у нас новые знаки различия, погоны. Прямо победа, не привыкли ещё… После каждого похода, нам выдают подарки и это между прочим поднимает у нас настроение , видим заботу о нас всего Советского народа…Успехи советских войск на Юге, Центральном и Ленинградском фронтах, так же вдохновляют нас всех на подвиги во имя освобождения Родины от фашистского зверя. А вот прогоним тогда можно будет свободно опять жить. А пока, громить, громить гадов…»

За участие в секретно диверссионно – разведывательной операции на суше Норвегии Виктор Порохов был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.
Постоянные многодневные походы изнуряли моряков – подводников и их отправляли на сушу, домой или в «дома отдыха». И вот в марте 1944 Виктор Порохов приехал домой на десятидневную побывку.

По возвращению на судно Виктору предстояло участвовать в знаменитой Петсамо-Киркенесской операции. Под ударами советских войск фашисты оставляли территорию Северной Норвегии. Наша разведка засекла огромный караван противника с войсками и техникой. Транспорты охранялись миноносцами на воде и истребителями в небе. Четыре удара нанесли по каравану летчики морской авиации североморцев из 9го гвардейского минно– торпедного полка Сыромятникова. Они потопили 2 транспорта, самоходную баржу, семь кораблей охранения, подбили миноносец и сторожевик, уничтожили семь самолетов. Так же эффективны были атаки на караван из подводных глубин. «ЩУКА» потопила самый крупный транспорт противника, потом долго уходила то преследований её немецких миноносцев.

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка "Щ-402"
Эта подводная лодка 28 июня 1935 года была спущена на воду и 1 октября 1936 года под наименованием "Щ-314" вошла в состав бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Затем она была переименована в "Щ-402" и под командованием старшего лейтенанта Б. К. Бакунина пополнила боевой состав Северного флота.
В довоенные годы "Щ-402" считалась одной из передовых на флоте. Ее экипаж неоднократно выполнял правительственные задания. В феврале 1938 года он поддерживал радиосвязь между судами экспедиции по снятию со льдины папанинцев и главной базой флота, а в апреле-мае 1939 года выходил на обеспечение беспосадочного перелета самолета В. К. Коккинаки по маршруту Москва-Северный полюс - США.
В период советско-финляндской войны подводная лодка несла дозорную службу, действовала на морских коммуникациях противника.
В годы Великой Отечественной войны "Щ-402" командовали офицеры Н. Г. Столбов, А. М. Каутский, военными комиссарами и заместителями командира по политической части были А. Б. Кочергин, Н. А. Долгополов, А. Н. Бахтиаров, Я. Р. Новиков. Подводная лодка совершила 16 боевых походов, потопив девять транспортов и боевых кораблей противника общим водоизмещением около 50 тысяч тонн.
Победы экипажу давались нелегко. В марте 1942 года подводная лодка после успешной атаки неприятельского тральщика подверглась жестокой бомбежке, в результате которой разошлись швы топливных цистерн. На помощь ей была выслана другая подводная лодка - "К-21", которая впервые на Севере в открытом море произвела передачу топлива на "Щ-402".
В другом походе в августе 1942 года на "Щ-402" произошел взрыв аккумуляторных батарей. Девятнадцать человек ее экипажа были убиты, несколько - получили ранения. Из командного состава в живых остался только командир электромеханической части инженер-капитан-лейтенант А. Д. Большаков, который принял на себя командование кораблем. Парторг лодки мичман Н. А. Егоров временно исполнял обязанности комиссара, а штурманский электрик Н. А. Александров - штурмана лодки. В результате взрыва электрическое управление горизонтальными рулями, вся радиоаппаратура и штурманские приборы вышли из строя.
Но и в этой, казалось бы, безвыходной ситуации североморцы не дрогнули. Четкие, самоотверженные действия позволили им привести израненную подводную лодку в базу.
За образцовое выполнение боевых заданий командования при действиях на морских коммуникациях противника и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка "Щ-402" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а 25 июля 1943 года удостоена гвардейского звания. За боевые подвиги 28 членов ее экипажа были награждены орденом Красного Знамени, 46 человек - орденами Отечественной войны I и II степени, 40 человек - орденом Красной Звезды и 34 человека - медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги".
Направляясь в очередной боевой поход, Краснознаменная гвардейская "Щ-402" погибла у северного побережья Норвегии 21 сентября 1944 года от прямого попадания авиабомбы.
Водоизмещение надводное 590 т, подводное-707,8 т; длина 58,7 м, ширина 6,2 м, осадка 4,3 м; мощность дизелей 1600 л. с., электромоторов-800 л. с.; скорость хода максимальная надводная 13,6 уз, подводная- 8,7 уз; дальность плавания над водой 6500 миль, под водой - 108 миль (экономическим ходом). Вооружение: 6 (4 носовых и 2 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 2 45-мм орудия и 2 7,62-мм пулемета. Экипаж 40 человек.